На каждой детской площадке есть особо любимое место детворы, вы догадались правильно - это песочница Песочница притягивает как магнит, часто малыш еще не ходит, но уже, играя в песочнице просеивает, нагребает, ровняет т.е активно участвует в процессе всеобщего песочного строительства и делает это весело, с азартом, заинтересованно.

Песочница – это трехмерное пространство, в котором ребенок ощущает себя творцом, он может создать свой личный мир, ту картину мира, которую он готов осмыслить, он реализует свою модель микрокосмоса.

Песок удивительный природный материл, текучий, подвижный, готовый принимать множество неожиданных форм.

Это одна из детских игр, которая раскрывает перед ребенком разнообразие природы: простота и доступность, удобство и конструктивность, объемность, подвижность.

Песочная терапия избавляет от многих внутренних конфликтов и страхов. Принцип песочной терапии был предложен К.Г. Юнгом. Игра в песке позитивно влияет на эмоциональное состояние детей, песок очень активно поглощает негативную психическую энергию, это основано на свойстве песка - хорошо поглощать воду.

Ребенок учится выражать свои глубинные эмоциональные переживания, перенося свои фантазии на формы в песочнице. По Юнгу это помогает избавиться от психологических травм, избавиться от страхов, т.к он учится контролировать и выражать свои внутренние побуждения.

Игра в песке дает возможность ребенку быть самим собой. Игра для ребенка средство коммуникации. В песочнице дети могут отыграть свои опыт и чувства естественным оздоравливающим способом. В созданной ими самими игре дети выражают себя спонтанно, т.к. чувствуют себя комфортно, и то, что не могут рассказать про себя словами, дети символическим языком показывают через разные формы, конструкции, движения. В свободной игре ребенок выражает то, что ему ХОЧЕТСЯ сделать.

И то, что раньше он не умел выразить словами, он показывает через игрушки, которые он может закопать в песок, скрыть, ударить, утопить, возвысить на вершину пирамиды, выстроить кругами, рядами.

Игра в песок хороший метод коррекционного воздействия, позволяет развивать его сенсомоторные навыки, снять эмоциональное напряжение.

Рассмотрим некоторые нарушения, поддающиеся корректировке песочной терапией:

- слабая эмоциональная устойчивость

- агрессивность поведения

- суетливость

- трудности адаптации в детском коллективе

- нарушение контроля над собой

- частая смена настроения

- чувство страха

- ребенок не готов к дружелюбным отношениям со сверстником

- нарушены эмоциональные контакты с ближайшими родственниками.

- дети с диагнозом ЗПР

Песочная терапия освобождает заблокированную энергию и активизирует самовосстановление организма, заложенное в человеческой психике.

В песочной психотерапии можно наблюдать три стадии.

Хаос, борьба и разрешение конфликта

  • Хаос: ребенок хватает разные игрушки, смешивает их с песком расставляет их без определенного смысла, беспорядочно. Психолог может определить страх, смятение, психологические блоки. Ребенок в игре проживает свои эмоции и происходит постепенное освобождение от этих эмоций. А многократное проигрывание психотравмирующих ситуаций меняет эмоциональное отношение ребенка к самой ситуации. Стадия хаоса требует нескольких занятий, с каждым разом сюжет становится более осмысленным и фигурки расставляется менее беспорядочно.
  • Наступает стадия борьбы, на песочные формы переносятся внутренние конфликты, обиды, тревоги, сложные взаимоотношения, агрессия. Существа в песочнице сражаются, убивают друг друга, иногда появляются светлые силы или герой, что приводит к победе справедливости и наступает видимый порядок.
  • Разрешение конфликта: выстраиваются осмысленные формы, соответствующие сюжету. Есть состояние мира и покоя. Ребенок ведет себя естественно.

В процессе песочной терапии, психолог выполняет роль внимательного наблюдателя, он не руководит игрой, но «активно» присутствует. Направляет созидательную энергию творчества ребенка на развитие его личности.